
Кавказ и Восточная Европа: проблемы насилия и барьеры в получении помощи для женщин, живущих с ВИЧ
19 ноября, в Ереване, прошла суб-региональная консультация по странам Кавказа и Восточной Европы, посвященная результатам исследования по доступу женщин, живущих с ВИЧ к поддержке в случаях насилия, и обсуждение рекомендаций, направленных на устранение барьеров в получении помощи. Исследование провела Евразийская Женская сеть по СПИДу, при поддержке ПРООН и ЮНФПА. Местный партнер в организации мероприятия – Центр Развития Потенциала Женщин [1].
Во всем мире насилие является ключевым фактором риска инфицирования ВИЧ у женщин, в том числе секс-работниц, женщин, употребляющих наркотики, трансгендерных и других женщин. Факты свидетельствуют о том, что женщины, подвергшиеся физическому или сексуальному насилию со стороны интимного партнера, сообщают о более высоких показателях депрессии, аборта и инфицирования ВИЧ по сравнению с женщинами, которые этого не переживали насилие. В регионе Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) было проведено ограниченное количество исследований по этому вопросу, и большинство из них за пределами региона.
В ноябре-декабре 2018 года, в рамках кампании “Насилию нет оправдания”, которую ежегодно проводит Евразийская Женская сеть по СПИДу в 12 странах региона ВЕЦА, было проведено региональное исследование силами сообщества и под руководством женщин, об основных препятствиях, с которыми столкнулись 464 женщины, живущие с ВИЧ, в получении доступа к поддержке в случаях насилия. В число стран-участниц входили Армения, Беларусь, Эстония, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Молдова, Таджикистан, Россия, Украина и Узбекистан.
Гендерные стереотипы, связанные с ВИЧ, и самостигматизация способствуют тому, что женщины, живущие с ВИЧ, остаются в ситуациях, когда сталкиваются с насилием в течение многих лет.
«…Узнав что у меня ВИЧ, в одном центре мне отказали, а в другом поселили отдельно от других женщин. Моим детям запрещали играть с другими детьми. А спустя время они стали уговаривать меня вернуться домой к мужу, в место, откуда я сбежала из-за насилия …».
ВИЧ-позитивная женщина, Армения
Об экономическом насилии сообщили 68,5% ВИЧ-позитивных женщин. Каждая четвертая женщина сталкивалась с тем, что ей запрещали обращаться за медицинскими услугами, социальными и иными видами помощи (24,4%). Более четверти женщин отметили, что им запрещали работать (29,5%). 40% ВИЧ-позитивных женщин указали, что в ситуациях психологической агрессии лица, проявляющие насилие, использовали детей. Каждая пятая отметила, что с ней боролись за право опеки над детьми (18,5%). 52% женщин переживали физическое насилие после постановки диагноза «ВИЧ-инфекция». Одна треть респонденток (34%) сталкивалась с физическим насилием в течение последнего года. 37,7% женщин указали, что использование мужского презерватива является серьезной проблемой для их партнеров. 28% ВИЧ-позитивных женщины пережили сексуальное насилие, из них 19,2% связывали это с ВИЧ-положительным статусом.
Важно отметить, что 71% женщин, столкнувшихся с физическим насилием и 60,5% женщин, переживших сексуальное насилие, не обращались за помощью. Основными причинами отказа от помощи были страх публичности, общественное осуждение и недоверие к тому, что помощь будет оказана.
«Женщины, живущие с ВИЧ, в большей степени уязвимы в ситуации насилия. Исследование показало, что 71% ВИЧ-положительных женщин, переживших физическое насилие, не обращались за помощью. Как мы можем изменить ситуацию? Как практики, мы можем информировать женщин об услугах, кроме того мы можем влиять на качество предоставляемых услуг, но самое главное, вместе с партнерами мы должны обращать внимание на системные проблемы, говорить о необходимых законодательных изменениях», — Юлия Годунова, координаторка исследования, зам. председательницы ЕЖСС, Россия.
В суб-региональной консультации приняли участие женщины-лидерки и активистки, в том числе представительницы ЕЖСС, авторки исследования и женщины, пережившие насилие; представители государственных органов, в том числе Министерство здравоохранения, Национальный центр СПИДа, Министерство труда и социальных вопросов; гражданское общество и общественные организации, включая движения против насилия и феминистские движения; агентства ООН.
«Нам важно больше информировать наше общество о проблемах насилия и побуждать женщин обращаться за помощью. Мне известны ситуации, когда судьи относятся предубежденно к пострадавшим, осуждая их, а не агрессора. Одной из стратегий реагирования может быть социальное контрактирование НПО, для предоставления комплексной помощи женщинам, пострадавшим от насилия. НПО имеют богатый опыт предоставления такой помощи»
Наира Сергеева, группа координации программ ГФ, Минздрав Армении.
«Эта консультация важна сама по себе как платформа для суммирования выводов исследования и их донесения до представителей государственных учреждений. Крайне важно доносить главный месседж касательно интерсекционального подхода в отношении женщин живучих с ВИЧ, и принадлежащих к уязвимым группам. Особенно помогали дискуссий по отдельным кейсам, которые очень ясно выявили проблемы, из-за которых риск насилия и неравенство усиливается. Предложенные рекомендации по устранению основных барьеров в доступе и обращении за помощью для женщин, живущих с ВИЧ, переживших насилие, носят интерсекциональный характер и реально отражают локальный контекст. Мы должны вместе всеми силами их продвигать.» — Медея Хмелидзе, Реальные Люди, Реальное Видение, Грузия
[1] ЦРПЖ — является организацией на базе сообщества . ЦРПЖ была основана в 2015 году в Армении. Миссия ЦРПЖ заключается в расширении прав и возможностей женщин, живущих с ВИЧ и затронутых эпидемией, путем наращивания потенциала и развития лидерских навыков с особым вниманием на сексуальное и репродуктивное здоровье и права.