
Руководство ЕЖСС по проведению исследований при лидерстве сообщества по сексуальному и репродуктивному здоровью и правам женщин, живущих с ВИЧ
Мы рады поделится с вами Руководством по проведению исследований при лидерстве сообщества по сексуальному и репродуктивному здоровью и правам женщин, живущих с ВИЧ: «Сексуальное и репродуктивное здоровье и права женщин, живущих с ВИЧ», подготовленным Евразийской Женской сетью по СПИДу в партнерстве с Оксаной Ковтун, консультанкой по исследованиям и анализу, на основе опыта стран региона ВЕЦА.
Руководство описывает основные принципы планирования, подготовки, проведения и распространения результатов исследования «Сексуальное и репродуктивное здоровье, права женщин, живущих с ВИЧ», и представляет собой комплексный ресурс для женщин, живущих с ВИЧ, которые планируют проводить это исследование в своей стране.
Руководство содержит непосредственное описание:
— каждого из этапов исследования – от планирования до презентации результатов;
— чек-лист подготовки к исследованию, которое служит инструментов самопроверки исследовательской команды и позволяет убедиться, что исследовательницы готовы приступить к реализации проекта;
— примеры инструментария и сопроводительной документации исследования, которые могут использованы как шаблоны.
В основу дизайна методологии исследования легли материалы Глобального опроса и консультаций, о ценностях и предпочтениях: сексуальное и репродуктивное здоровье и права человека для женщин, живущих с ВИЧ, проведенных Salamander Trust при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [1]. В феврале 2014 года начался пересмотр принципов ВОЗ по удовлетворению потребностей в сфере сексуального и репродуктивного здоровья женщин, живущих с ВИЧ, посредством предварительного консультационного опроса. ВИЧ-положительные женщины со всего мира во всем разнообразии и в широком диапазоне географических, политических и социальных контекстов получили возможность стать активными участницами процесса подготовки нового прогрессивного руководства ВОЗ «Сводное руководство по охране сексуального и репродуктивного здоровья и защите прав женщин, живущих с ВИЧ» [2], выпущенного в феврале 2017 года.
В декабре 2019 года ВОЗ выпустила веб-приложение к Сводному руководству под названием “Стратегии реализации под руководством сообщества” [3]. В основе приложения лежат четыре тематических исследования (case studies), посвященных опыту женщинам, живущим с ВИЧ, в Кении, США, Украине и Пуэрто-Рико. Седьмой раздел приложения описывает преимущества подходов, реализуемых при лидерстве сообщества. В своих выводах авторки публикации обозначают, что содействие здоровью и благополучию, особенно уязвимых женщин и представительниц ключевых групп, требует подходов, учитывающих приоритеты, потребности и предпочтения пострадавших людей и сообществ. Традиционные подходы к привлечению пользователей услуг, семей и местных общин широко сосредоточены на трех аспектах взаимодействия с сообществом:
- улучшение предоставления информации и улучшение навыков общения;
- предоставление людям, семьям и сообществам возможности более грамотно использовать систему здравоохранения и ориентироваться в ней; и
- улучшение подотчетности систем здравоохранения.
Тем не менее, многие женщины просто не вовлечены, и часто их участие в политике и программах, которые непосредственно их затрагивают, является токенистическим, а на качество получаемой ими медицинской помощи часто влияет отсутствие конструктивного участия.
В странах ВЕЦА новая адаптированная методология впервые была использована в Украине в 2015–2016 годах, позже инициативу подхватили активистки из Молдовы, Беларуси, России, Таджикистана, Казахстана и Узбекистана.
Данный инструмент используется в текущем 2022 году для проведения исследований при лидерстве женского сообщества в Грузии (Женская Ассоциация «Гвирила») и Сербии (NGO Re Generation) при поддержке регионального проекта «Устойчивость услуг для ключевых групп населения в регионе Восточной Европы и Центральной Азии» (SoS 2.0).
Дефиниции
Мы определяем наши сексуальные и репродуктивные права следующим образом:
Сексуальные права — это права всех людей решать, когда, где, как и с кем мы решим иметь сексуальный опыт, в том числе исследовать свои собственные тела. Нам нужна информация о том, как защитить себя и свободно выражать свою сексуальность и идентичность. Сексуальные права включают взаимное уважение, согласие обеих сторон и равенство.
Репродуктивные права дают нам право делать осознанный и образованный выбор о создании семьи или нет. Мы имеем право выбирать, хотим ли мы иметь детей, сколько мы хотим иметь, когда и как их иметь. В этом заключена наша свобода и право принимать собственные образованные решения о методах контрацепции и/или родов.
Руководство подготовлено в рамках проекта «Нестандартное мышление: как преодолеть проблемы в адвокации сообществом устойчивых и высококачественных услуг в связи с ВИЧ», поддержанного Фондом Роберта Карра для сетей гражданского общества и реализуемого Евразийским региональным консорциумом трех сетей — Евразийской ассоциацией снижения вреда (ЕАСВ), Евразийской коалиции по здоровью, правам, гендерному и сексуальному многообразию (ЕКОМ) и ЕЖСС. Дизайн и перевод Руководства на английский язык поддержан ЮНФПА, агентством ООН по сексуальному и репродуктивному здоровью.
Руководство на английском языке можно найти по ссылке.
[1] — Salamander Trust (2014). Building a safe house on firm ground: key findings from a global values and preferences survey regarding the sexual and reproductive health and human rights of women living with HIV. WHO, Geneva. https://salamandertrust.net/wp-content/uploads/2016/09/BuildingASafeHouseOnFirmGroundFINALreport190115.pdf [2] — Сводное руководство по охране сексуального и репродуктивного здоровья и защите прав женщин, живущих с ВИЧ, ВОЗ, 2017 https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/260442/WHO-RHR-17.03-rus.pdf?sequence=1 [3] — Consolidated guideline on sexual and reproductive health and rights of women living with HIV. Web Annex: Community-led strategies for implementation. Geneva, World Health Organization, 2019. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/330034/WHO-RHR-17.33-eng.pdf?ua=1