
КЛДЖ и несколько побед в защите родительских прав наркозависимых женщин
Евразийская Женская сеть по СПИДу, в коалиции с БО «Позитивные женщины» и БО «Клуб «Свитанок», подготовили и подали перечень вопросов по выполнению Украиной конвенции КЛДЖ (CEDAW) в отношении женщин, живущих с ВИЧ, и женщин, употребляющих наркотики. Эти вопросы обсуждались во время заседания предсесcионной рабочей группы 77-й сессии Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в Женева, Швейцария, 2 марта 2020 года, в рамках в неформальной встречи с представительницами гражданского общества.
В частности, Елена Стрижак, председательница правления БО «Позитивные женщины» обратила внимание Комитета на проблему криминализации ВИЧ в Украине и на тот факт, что согласно данным Государственной Судебной Администрации в 2015-2018 годах только женщины осуждались по статье 130 Уголовного Кодекса Украины «Заражение вирусом иммунодефицита человека либо иной неизлечимой инфекционной болезни».
Кейс 1. В октябре 2018 года в Сумской области ВИЧ-положительная женщина была приговорена к пяти годам заключения по части 4 статьи 130 УК Украины за укусы другого лица. Рассматривая дело, судья применил часть 4 статьи 130, которая заключается в преднамеренном инфицировании ВИЧ, которого, по факту, не произошло.
Кейс 2. В декабре 2016 года в Николаеве ВИЧ-положительная женщина, обвиненная по части 1 статьи 130 за половые отношения без презерватива, которые не привели к инфицированию ВИЧ, и оправданная в первой инстанции, после апелляции истца получила наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год.
В своем устном заявлении Светлана Мороз попросила Комитет обратить отдельное внимание на женщин, употребляющих наркотики, в зоне военного конфликта, и на ситуацию с ВИЧ-положительной социальной работницей Клуба «Свитанок» Натальей Зелениной, которая приговорена к 11 лет лишения свободы за хранение препарата «Бупренорфин», легально полученного в программе заместительной поддерживающей терапии (ЗПТ) Винницкого облнаркодиспансера.
В перечне вопросов активистки также спрашивают, какие меры предпринимаются государством для защиты родительских прав женщин, живущих с наркозависимостью, и обеспечения их доступа к программам заместительной терапии, в частности, отмены нормы, устанавливающей «хроническое употребление наркотиков» основанием для лишения родительских прав в Семейном Кодексе Украины (статья 164).
Напомним, что проблема лишения родительских прав женщин, употребляющих наркотики, стоит остро для многих стран Восточной Европы, о чем ранее рассказывала Светлана Мороз в блоге ПРООН для Глобальной Комиссии по ВИЧ и Законодательству, приводя примеры Украины, Эстонии и России. На прошлой неделе гражданское общество, продвигающее идеи снижения вреда и гуманной наркополитики, приветствовало решение Европейского Суда по Правам Человека, который обязал российские власти выплатить 20 тысяч евро москвичке, которую лишили родительских прав на троих детей из-за наркозависимости. Этот кейс сопровождал Фонд Андрея Рылькова. Параллельно с решением ЕСПЧ, в этот же день Днепровский апелляционный суд, Украина, удовлетворил апелляционную жалобу ВИЧ-положительной наркозависимой женщины и отменил решение Ленинского районного суда города Днепра о лишении родительских прав из-за наркозависимости и взыскании алиментов. Кейс сопровождался БО «Позитивные женщины. Днепр».
Член Комитета задал уточняющие вопросы по доступу наркозависимых и ВИЧ-положительных женщин к шелтерам. Светлана Мороз прокомментировала, что в приюты, которые существуют за счет государства, сложно попасть: женщинам, употребляющим наркотики они, как правило, отказывают. Согласно типового положения о приюте для людей, пострадавших от домашнего насилия и/или гендерного насилия в приют не принимаются пострадавшие лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Она также обратила внимание, что Украина до сих пор не ратифицировала Стамбульскую Конвенцию (Конвенция Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашнем насилии).
Перечень вопросов к государству, доступный на английском и украинском языках, также включает следующее:
- Какие шаги предпринимаются государством по реализации права женщин, живущих с ВИЧ и женщин, живущих с наркозависимостью быть усыновительницами и опекунками?
- Какие меры принимает государство по доступу женщин, живущих с ВИЧ и женщин, живущих с наркозависимостью к приютам и кризисным центрам, предоставляющим услуги женщинам, которые пострадали от домашнего насилия?
- Какие меры предпринимает государство по сбору гендерно дезагрегированной статистической информации о предоставлении услуг по охране здоровья для женщин, живущих с ВИЧ и женщин, живущих с наркозависимостью, в частности скрининг и лечение рака шейки матки, проведение бесплатных абортов, предоставление бесплатных средств контрацепции, применение вспомогательных репродуктивных технологий, получения антиретровирусного лечения пациенток программ заместительной терапии?
- Какие шаги вводятся государством для интеграции специфических потребностей по сексуального и репродуктивного здоровья женщин, живущих с ВИЧ и женщин, живущих с наркозависимостью, в программах профилактики и лечения ВИЧ за бюджетные средства, в частности сопровождение ВИЧ-позитивных беременных и снижение к нулю процента передачи ВИЧ от матери к ребенку?
- Какие меры вводятся государством для привлечения представительниц сообщества ВИЧ-положительных женщин и женщин, которые являются наркозависимыми, к формированию государственной политики/стратегии по преодолению эпидемии ВИЧ и СПИДа, продвижение гуманной наркополитики, реализации прав человека и противодействия насилия в отношении женщин?
- Каким образом государство внедряет механизмы общественного мониторинга соблюдения прав женщин, живущих с ВИЧ, и женщин, живущих с наркозависимостью?
- Каким образом государство обеспечивает действенные механизмы по доступу женщин, живущих с ВИЧ, и женщин, живущих с наркозависимостью, к правосудию в случае отказа в предоставлении медицинских услуг, пренебрежительного отношения медперсонала, завышенной стоимости услуг, отправки в «специализированные» заведения, а также защиты персональных данных женщин, живущих с ВИЧ, и женщин, живущих с наркозависимостью?
Благодарим Глобальную сеть людей, живущих с ВИЧ за финансовую поддержку участия представительниц Украины в заседании предсесcионной рабочей группы 77-й сессии Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также IWRAW за техническую помощь и координацию.