
Заявление по случаю Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин
По данным Всемирной организации здоровья[1] (ВОЗ) треть всех женщин подвергались физическому и/или сексуальному насилию со стороны своих партнеров и почти 40 процентов всех убийств женщин во всем мире совершены их партнерами. Насилие является ключевым фактором риска инфицирования ВИЧ у женщин, в том числе секс-работниц, женщин, употребляющих наркотики, трансгендерных и других женщин.
В Украине более трети (35,3%) женщин, живущих с ВИЧ, подвергались насилию со стороны сексуального партнёра или супруга. Их доля значительно выше, чем в среднем по женскому населению (19%). Почти половина (51,3%) женщин после опыта насилия не имели никакой поддержки[2].
Институциональное насилие негативно влияет на здоровье женщин. Оно проявляется в том, что государства принимают законы и устанавливают правила, которые ограничивают доступ женщин к системе здравоохранения, сервисам и услугам и приводят к дискриминации.
В большинстве стран региона ВЕЦА ВИЧ-статус повышает степень дискриминации женщин в системе здравоохранения. В Казахстане 21,3% женщин получали рекомендацию от медицинских работников не иметь детей. 8,5% принуждались к прерыванию беременности (аборту)[3]. Диагноз “ВИЧ-инфекция” значительно — в 15,5 раз! — повышает вероятность насилия в учреждениях здравоохранения в Украине.
Большая часть женщин узнали о своем ВИЧ-статусе во время беременности и родов, как например, в Кыргызстане — 22% женщин[4], в Молдове — 24%[5], в России — 40%, в Таджикистане — 70%[6]. В России 26% беременных наркозависимых женщин получали отказ в прохождении детоксикации, 5% получали рекомендацию сделать аборт[7].
Во многих странах региона ВЕЦА ограничен или отсутствует доступ женщин, употребляющих наркотики, к программам заместительной поддерживающей терапии. Так, в Армении процент женщин в программах ОЗТ составляет 0,2%[8], в Молдове — 10,5%[9].
В Таджикистане домашние роды без присутствия медперсонала составляли до 10% от общего количества родов, а в сельской местности эта цифра может быть выше[10]. В Таджикистане 76,6% женщин с ВИЧ, попадают в категорию бедных, из них 59,2% к крайне бедным[11].
Евразийская женская сеть по СПИДу проводит третью региональную кампания против гендерного насилия «Насилию нет оправдания!». Кампания направлена, на то, чтобы:
— Мобилизировать женщин, затронутых эпидемией ВИЧ в регионе ВЕЦА, для усиления ответных мер по предотвращению эпидемии ВИЧ в регионе.
— Актуализировать проблемы гендерного насилия в странах региона ВЕЦА и улучшить понимание связи между гендерным равенством, ВИЧ и насилием.
— Повысить мотивацию женщин и девочек, находящихся в угрозе или переживших насилие, в обращении за помощью и поддержкой.
Центральной идеей Кампании являются личные истории женщин, живущих с ВИЧ, из 11 стран ВЕЦА, в которых они поделятся тем, как они переживали насилие. Они обращаются к девушкам и молодым женщинам с призывом обращаться за помощью, не переживать эти ситуации в одиночестве.
Кроме публикаций историй, во всех странах-участницах кампании «Насилию нет оправдания!», пройдут пресс-конференции, теле и радио эфиры. Женщины, живущие с ВИЧ, проведут встречи, на которых будут обсуждаться барьеры, с которыми сталкиваются девушки и молодые женщины, когда обращаются за помощью. Также в каждой стране будет подготовлена аналитическая справка, отражающая основные статистические данные и взаимосвязь ВИЧ, насилия и гендера. Следите за нашей страницей в Фейсбуке и сайтом www.ewna.org
Контакты:
Координаторка кампании: Женя Майилян, Армения, zhmayilyan@gmail.com
Коммуникационный менеджер: Алина Ярославская, Украина linayaroslavska@gmail.com
__________________________________________________________________________
[1] http://www.who.int/reproductivehealth/publications/violence/VAW_infographics/en/ [2] Исследование «»Сексуальное и репродуктивное здоровье, гендерное равенство и права человека, гендерное насилие, экономические и политические возможности женщин, живущих с ВИЧ в Украине». БО «Позитивные женщины», 2016 [3] Аналитический отчет «Показатель уровня стигмы ЛЖВ», Казахстанский союз ЛЖВ, Алматы, 2015 [4] Согласно ответов на запрос ОЮЛ «Сообщество ЛЖВ», октябрь 2017 [5] Согласно ответов на запрос НПО «Позитивная инициатива», октябрь 2017 [6] В течение шести месяцев 2014 года. Национальная стратегия по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа в РТ на период 2015-2017 гг. [7] Исследование доступности и качества медицинских услуг для беременных женщин, зависимых от наркотиков. Санкт- Петербург, 2015. [8] Согласно ответов на запрос НПО Women Empowerment Centre, октябрь 2017 [9] Согласно ответов на запрос НПО «Позитивная инициатива», октябрь 2017 [10] Гендерный анализ национальной политики в сфере ВИЧ и СПИД в Республике Таджикистан, ООН Женщины, 2015 [11] Исследование по определению нужд и проблем женщин, живущих с ВИЧ в Таджикистане, Таджикская сеть женщин, живущих с ВИЧ, ЮНЭЙДС, 2013.