
Семь лет назад принята Декларация Осло о криминализации ВИЧ
13 февраля 2012 года, в Осло, была принята «Декларация Осло о криминализации ВИЧ-инфекции», подготовленная представителями гражданского сообщества накануне глобальной консультации высокого уровня по вопросам науки и права в области криминализации ВИЧ-инфекции, раскрытия и передачи, созванной правительством Норвегии и ЮНЭЙДС.
Декларация отражает намерения и предложения представителей гражданского общества в отношении преодоления криминализации передачи ВИЧ как явления, которое нарушает права человека и выделяет людей, живущих с ВИЧ в особую дискриминируемую группу.
Декларация гласит:
…
- Хотя уголовное законодательство и может применяться в очень ограниченных случаях умышленного заражения ВИЧ, мы хотим, чтобы люди, живущие с ВИЧ, получали поддержку и мотивацию для лечения с момента получения диагноза. Это поможет предотвратить даже те редкие случаи умышленного заражения. Это требует некарательного, неуголовного подхода к профилактике ВИЧ, в центре которого специалисты, которые располагают наиболее полными знаниями и пониманием проблем ВИЧ-инфекции.
- В соответствии с рекомендациями ЮНЕЙДС действующее уголовное законодательство о ВИЧ-инфекции должно быть пересмотрено, а соответствующие законы отменены. Если в результате пересмотра законодательства на основе научных данных все же будет решено сохранить уголовное преследование передачи ВИЧ, то законы должны быть основаны на принципах пропорциональности, предсказуемости, намерения, причинности и недискриминации. Во внимание должны быть приняты последние научные и медицинские данные о ВИЧ-инфекции; законы должны быть основаны на принципе действительного причинения вреда, а не намерении причинить вред. Законы должны соответствовать целям общественного здоровья и международным обязательствам по соблюдению прав человека.
Эдвин Бернард, Глобальный координатор сети «HIV JUSTICE WORLDWIDE»
«Декларации Осло — была первым документом, когда более широкое сообщество ВИЧ активистов создало документ о криминализации ВИЧ, в котором не только освещались проблемы криминализации ВИЧ — что было сделано ранее — но также предлагались некоторые решения. Эта Декларация была также основополагающим документом Сети HIV Justice Network, которая помогла создать глобальное сообщество активистов.
Для нас также очень важно было подчеркнуть вред криминализации ВИЧ для женщин, живущих с ВИЧ. Об этом уже говорила сеть ATHENA в своем документе «10 причин, почему криминализация ВИЧ вредит женщинам», на которым мы ссылались в Декларации. Сегодня это стало еще более ясным благодаря работе ЕЖСС, которая задокументировала так много ужасных, трагических историй о женщинах, живущих с ВИЧ, в вашем регионе, которые были несправедливо криминализованы.»
По состоянию на июль 2018 года известно, что 73 страны имеют уголовные законы о ВИЧ, и еще 39 стран использовали общие уголовные законы для судебного преследования людей, живущих с ВИЧ. По абсолютным показателям уголовного преследования ВИЧ-положительных людей в мире лидирует Российская Федерация. При этом журналисты, юристы и сотрудники здравоохранения сетуют, что наказать «виновных» на так-то просто. По частоте случаев — Беларусь, внутри которой только в гомельской области в 2018 году возбужденно 89 уголовных дел по 157 статье УК.
Декларация дает ответ на вопрос: Почему криминализация ВИЧ особенно вредит женщинам?
Ответ: Политики и парламентарии могут полагать, что они защищают женщин от ВИЧ, одобряя ВИЧ-специфические уголовные законы. Но криминализация ВИЧ не защищает женщин от принуждения или насилия. Защищают женщин законы, которые поддерживают расширение прав и возможностей женщин путем создания общественного, правового и финансового равенства женщин, а также законы, вводящие уголовную ответственность за изнасилование в браке. Криминализация ВИЧ приносит женщинам больше вреда, чем пользы потому что:
- Женщины с большей вероятностью будут привлечены к ответственности, так как они часто являются первыми в отношениях, кто узнает свой статус из-за обычного тестирования на ВИЧ во время беременности, и с меньшей вероятностью будут иметь возможность безопасно раскрывать свой ВИЧ-позитивный статус своему партнеру в результате неравенства в отношениях, экономической зависимости, а также в результате высокого уровня гендерного и семейного насилия.
- Женщины с ВИЧ сталкиваются с воспрепятствованием им забеременеть, и /или с преследованием за передачу ВИЧ своему ребенку в утробе или во время кормления грудью, что дополнительно сужает их репродуктивный выбор и права.
Подписать Декларацию можно на сайте HIV Justice Worldwide
История Вики, которую сопровождала Ассоциация «ЕВА» при поддержке Канадской правовой сети по СПИД:
19 апреля 2017 года против Вики возбудили уголовное дело по части 1 статьи 122 УК РФ — заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией. 31 августа дело было передано в суд.
На седьмом заседании Вика рассказала, что дознаватели опрашивали её без взрослых (законных представителей), хотя в деле указано обратное, а в материалах дела не зафиксированы её некоторые показания (например о том, что она предлагала использовать презерватив).
Мировым Судьей был вынесен приговор: «Признать виновной в совершении преступления , предусмотренного ч.1 ст.122 УК РФ и назначить ей наказания в виде двух месяцев ограничения свободы с установлением следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания с 22:00 часов вечера до 06:00 часов следующих суток, не изменять постоянного места жительства и не выезжать за пределы городского округа без согласия надзорных органов».
Сразу после завершения суда, Вику избил и выгнал из дома её молодой человек, недовольный тем, что надзорные органы будут контролировать её. Вику приютила у себя подруга. Пока она находилась в детском доме, её мать, лишенная родительских прав незаконно выписала ее из жилплощади. В общежитие техникума, где она учится, она боялась возвращаться, так как руководство знает о её ВИЧ положительном статусе и грозилось рассказать её однокурсницам и знакомым. Из-за недействительных документов и отсутствия прописки, она не могла получать пенсию по потере отца и вынуждена выживать на стипендию в 7,5 тысяч рублей.
Вика не сдалась. С помощью юриста Михаила Голиченко, 9 января 2018 была составлена и подана апелляционная жалоба.
Основываясь на доводах позиции защиты, Виктория ходатайствовала об отмене приговора.
1 марта 2018 года Апелляционный суд оставил приговор без изменения.
30 ноября 2018 года Верховный суд РФ постановил передать кассационную жалобу для рассмотрения в президиум Самарского областного суда, усмотрев в приговоре первой инстанции нарушение требований к назначению наказания. Суд первой инстанции не обсудил есть ли в деле основания для применения принудительных мер воспитательного воздействия вместо уголовного наказания.
Недавно Вика получила квартиру от государства. Она готовится к новому слушанию, назначенному на 27 февраля 2019 года, на котором ее будут поддерживать общественные защитницы от Ассоциации «ЕВА».