
О российских женщинах и ВИЧ-инфекции прозвучало на Комиссии по положению женщин
В эти дни в Нью-Йорке, штаб-квартире ООН, проходит 62-я сессия Комиссии по положению женщин. Тема ВИЧ, к сожалению, до сих пор остается актуальной, поэтому она неоднократно поднимается на различных мероприятиях в рамках сессии.
Мария Годлевская из Санкт-Петербурга, которая является ВИЧ-активисткой и участницей Евразийской женской сети по СПИДу», 16 марта приняла участие в мероприятии «Современные решения для российского феминистского движения», которое прошло в рамках сессии.
Мы знакомим вас с полным текстом речи, которую произнесла Мария:
«Меня зовут Мария, мне 34 года, я живу с ВИЧ с 19 лет. Я была инфицирована, по сути, из-за отсутствия информации как о ВИЧ, так и контрацепции.
Сейчас я работаю в женской ассоциации для того, в том числе, чтобы девушки-подростки могли иметь полноценный доступ к информации о возможностях сохранения своего здоровья.

Мария Годлевская
Молодые девушки по сей день уязвимы к ВИЧ не только из-за физиологических особенностей, но и из-за других факторов:
1. Раннее начало половых отношений (сейчас, по данным российских исследований, средний возраст начала половых отношений в России — 14-16 лет).
2. Отсутствие культуры предохранения. Немногие подростки, даже далеко не все взрослые, умеют пользоваться презервативами, не знают, как их хранить и как надевать. К тому же, в обществе (во многом благодаря рекламе) сформировался образ, который демонстрирует, что презервативы — мужской продукт, из-за этого девушкам часто неудобно покупать их и предлагать партнеру.
3. Непопулярность разговора о сексе в семье. Для будущей гармоничной сексуальной жизни перед первым половым опытом у девушки должен состояться разговор с мамой. Однако родители, к сожалению, зачастую стесняются подобных разговоров, откладывают их, и в итоге подростки получают искаженную информацию о сексе от своих сверстников или с подозрительных сайтов.
Кроме того, сейчас в России:
— существует ограничение на тестирование без родителей до 16 лет. Согласно федеральному законодательству подросток имеет право сдать тест на ВИЧ с 15 лет без разрешения родителей или опекунов. Однако по данным организации “Тинерджайзер”, врачи часто отказывают в тестировании на ВИЧ подросткам младше 18 лет без присутствия родителей;
— есть значительные препятствия в организации уроков сексуального просвещения. Проведение подобных уроков требует ряда согласований не только с администрацией учебного заведения, но и с родителями учеников;
— цены на средства контрацепции довольно высоки. В среднем пачка из трех презервативов стоит в России не менее 10 долларов
Однако есть положительные тенденции. В плане государственной стратегии противодействия распространения ВИЧ-инфекции есть пункт №19 о снижении цен на презервативы. Кроме того, отдельное внимание в стратегии уделено взаимодействию с НКО. И мы бы хотели перевести это взаимодействие на новый уровень: пока образованию стыдно говорить о сексе с подростками, а медики не знают тонкостей коммуникации с молодежью, этой деликатной сферой хотят и могут заниматься НКО. В ВЕЦА есть минимум 2 организации, работающие с женщинами и занятые женским здоровьем, — это ассоциация «Е.В.А.» и Евразийская женская сеть по СПИДу.
В условиях феминизации эпидемии для борьбы с ВИЧ необходимо объединить усилия. Профилактика ВИЧ предполагает не только информирование о путях передачи инфекции, но и формирование неискаженного отношение к своему здоровью, сексу, контрацепции. Поэтому наши ключевые задачи таковы — рассказывать девушкам-подросткам о профилактике, говорить с ними о ценности здоровья, объяснять, как можно отстаивать свое право на здоровье, а также повышать их самооценку и развивать бережное отношение к собственному здоровью».